ИОТ 3-24. Профилактика безопасности учащихся: для учащихся и их родителей ИОТ 3. Ответственность родителей за воспитание детей Воспитание детей является одновременно и правом и обязанностью родителей. «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (ст. 63 СК РФ). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей, самостоятельно выбирать методы и способы воспитания ребенка. Обязанности по воспитанию включают в себя заботу о здоровье физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. В наше непростое время формирование ребенка как личности, его психическое, духовное и нравственное развитие имеют большое значение не только для семьи, но и для общества в целом. Стремление родителей вырастить духовно богатую личность, дать ребенку основные представления о добре и зле, порядочности и подлости, развить в нем стремление к знаниям, умение общаться с людьми — залог нормального развития гражданского общества. Семейный Кодекс четко выделяет допустимые пределы осуществления родительских прав: «Обеспечение интересов детей должно быть предметам основной заботы их родителей» (ст. 65 СК РФ).В связи с этим законодатель определил, что «…родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей»(ст. 65 СК РФ). Ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей предусмотрена не только в Семейном Кодексе РФ, но и в Конвенции ООН «О правах ребенка». Ответственность за воспитание и развитие своих детей несут оба родителя, вне зависимости от того, состоят ли родители в зарегистрированном браке, а также где бы они ни находились. Здесь необходимо отметить, что оба родителя «…имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей» (ст. 61 СК РФ). Однако на практике, в силу сложившихся традиций, в случае расторжения брака несовершеннолетние дети передаются на воспитание матери. Лишь в исключительных случаях, когда мать злоупотребляет спиртными напитками, употребляет наркотики, ведет антиобщественный образ жизни, суд передает детей на воспитание отцу. Но если родители или один из них осуществляют свои родительские права в ущерб правам и интересам детей, то они несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 СК РФ). Это может быть административная ответственность за: • злостное невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; • употребление несовершеннолетними наркотических или токсических веществ; • появление в нетрезвом виде в общественных местах; • доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения непосредственно родителями. Родители также несут административную ответственность, если подросток совершил мелкое хулиганство (ст. 162–64 КоАП РФ). Во всех этих перечисленных случаях на родителей налагается штраф. Более серьезная ответственность родителей предусмотрена Семейным Кодексом РФ — лишение или ограничение родительских прав (ст. 69, 70, 71, 73 СК РФ). Родители, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности по воспитанию детей и сочетающие это с жестоким обращением с ними, подлежат уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»). Под жестоким обращением надо понимать не только нанесение побоев, издевательство или систематическое унижение несовершеннолетнего, но и бездействие родителей, выражающееся в оставлении ребенка без пищи, запирании на длительное время одного в помещении и др. Воспитание детей есть труд и долг. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать его духовному, нравственному и физическому развитию в соответствии с общепринятыми стандартами и особенностями личности ребенка. Родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка. Однако, они не вправе осуществлять свое право на воспитание в противоречие с интересами детей. При этом родители несут основную ответственность (нравственную и правовую) за воспитание и развитие своих детей. Для положительного воспитательного воздействия на ребенка родители имеют ПРАВА, которые гарантированы и закреплены в международных, федеральных и региональных законодательных документах: Декларации прав ребенка, Конвенции по правам ребенка, Конституции РФ, Семейном Кодексе, Гражданском Кодексе, Уголовном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Постановлениях Правительства РФ и так далее. На основании этих документов можно говорить о решающей роли родителя в воспитании, ведь главным образом, через семью наследуются детьми нравственные координаты и направленность личности. И в этом ее значение, ибо «добрая семья прибавит разума-ума», а «родительское слово мимо не молвится», — гласит народная мудрость. Статья Семейного Кодекса РФ гласит: «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать его духовному, нравственному и физическому развитию в соответствии с общепринятыми стандартами и особенностями личности». Статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены меры административного воздействия, которые могут быть применены к родителям: • за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних • за потребление детьми наркотических веществ без назначения врача 2 • за совершение несовершеннолетними правонарушений • за мелкое хулиганство, хулиганство, совершаемое подростками в возрасте от 14 до 16 лет Статьей Уголовного кодекса РФ предусмотрено уголовное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями. Надо сказать, что права, обязанности и ответственность за воспитание и образование детей опираются на нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Поэтому воспитывать детей надо с помощью методов, не унижающих человеческое достоинство детей, ибо «воспитание — великое дело; им решается участь человека», — совершенно справедливо отмечал великий русский писатель В. Г. Белинский. Известный психолог Алан Фромм писал: «основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не школа, а родители ». Одной из основных причин криминальной активности несовершеннолетних является неблагополучная обстановка в семье. К семьям, находящимся в социально-опасном положении (неблагополучным), относятся те семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Согласно ст. 63 Семейного Кодекса родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, они несут ответственность за воспитание и развитие несовершеннолетних. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии детей. Закон, с одной стороны, дает право на воспитание, защищает это право, а с другой — карает лиц, забывших о своем долге. Наказание лиц, уклоняющихся от воспитания детей, предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным и Семейным кодексами. Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также совершение детьми правонарушений, влечет наложение на родителей или лиц, их заменяющих, штрафа. За 8 месяцев 2012 года по статье 5.35 ч. 1 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) было рассмотрено 79 материалов. Родителям вынесено предупреждение или наложен административный штраф. Состояние нравственного, физического, психического здоровья детей зависит от разумного, доброго отношения родителей. Дети имеют право и должны воспитываться в атмосфере любви, счастья и взаимопонимания. ИОТ № 4 Правила безопасности. Клещи С приходом весны, пробуждением природы, люди сталкиваются с такой опасностью, как укусы клещей. В средней полосе России, пик активности клещей приходится на май – июнь. В лесу, лесопарковой зоне они концентрируются вдоль троп и наползают на человека с растительности. Клещи «просыпаются» ранней весной в апреле-мае, как только сходит снег.В июле клещей становится меньше, а в августе наступает второй небольшой подъем. Прежде чем присосаться, клещ 20-40 минут ползает по телу, выбирая наиболее подходящее место. Как происходит заражение. Клещи, находясь на ветках или траве, при приближении животного или человека могут прицепиться к нему, а потом добраться до открытых участков кожи, чаще всего - шея, волосистая часть головы, спина, подмышечные и паховые области и др. Слюна клеща содержит обезболивающее вещество, поэтому укус его безболезнен, и длительное время не заметен. Вместе со слюной зараженные клещи передают в кровь человека или животного не 3 только вирус клещевого энцефалита, но в некоторых случаях спирохеты, которые вызывают заболевание, клинически сходное с клещевым энцефалитом – клещевой боррелиоз. Как предотвратить присасывание клещей Основная мера защиты – не допускать присасывания клещей. Для этого используют средства индивидуальной защиты: рациональное использование обычной одежды и отпугивающие средства. При посещении леса одевайтесь так, чтобы исключить возможность заползания клещей под одежду и на открытые участки кожи, за воротник, на волосы. Через каждые 1,5-2 часа пребывания в лесу проводить само и взаимо осмотры верхней одежды и открытых частей тела. Меры предосторожности для защиты от клещей: 1. Перемещаясь по лесу, не срывайте веток, этим действием, вы стряхиваете на себя клещей. 2. Ноги должны быть полностью прикрыты. 3. Спортивные трико, штаны должны быть заправлены в носки. 4. Обязательно наличие головного убора. 5. Длинные волосы желательно спрятать под головной убор. 6. После похода по лесу, необходимо проверить, и стряхнуть как верхнюю одежду, так и нижнее белье. 7. Осмотреть все тело. 8. Обязательно расчесать волосы мелкой расческой. 9. Воротник рубашки должен плотно прилегать к телу, предпочтительна куртка с капюшоном; 10. Рубашка должна быть заправлена в брюки и иметь длинные рукава, манжеты рукавов плотно прилегать к телу; 11. Одежда должна быть светлой, однотонной. 12. Не рекомендуется заносить в помещение свежесорванные растения. 13. Собаки или другие животные должны быть осмотрены. 14. Не следует садиться или ложиться на траву. 15. Стоянки и ночевки в лесу необходимо устраивать на участках, лишенных травяной растительности или в сухих сосновых лесах на песчаных почвах. ИОТ № 5 ПАМЯТКА по безопасности при встрече со змеями Встречи человека и змеи происходят, как правило, случайно. Змеи очень осторожные и при малейшей опасности стараются спрятаться, но защищаясь могут укусить любого врага. Змеи, в основном, обитают в заболоченных местах, около зарослей озер и прудов, днем они прячутся в старых пнях, копнах сена, соломы, под камнями, стволами деревьев, в заброшенных карьерах, в развалинах, любят греться на тропинках, больших камнях, пнях. Отравление змеиным ядом всегда бывает опасно для жизни. Поэтому очень важно уметь оказывать пострадавшему скорую помощь, т. к. от быстроты оказания помощи очень часто зависит жизнь человека. Общие симптомы отравления: одышка, головокружение, сердцебиение, частый пульс, тошнота (иногда рвота), обморочное состояние, коллапс или шок. Как вести себя при встрече со змеёй? Змея обычно кусает людей, когда защищается от невнимательного или неосторожного человека, прижавшего ее рукой или ногой. В грибных или ягодных местах, где змей много, нужно брать с собой палку и быть внимательным: чаще прощупывать палкой траву вокруг ягод или грибов. -Если змея приняла позу угрозы, отступите медленно назад. -Избегайте резких, пугающих змею движений. -Нельзя, защищаясь, выставлять вперед руки, разворачиваться к змее спиной. 4 -Если у вас есть палка, держите ее перед собой по направлению к змее. -Не убегайте от встретившейся змеи — можно наступить на другую, которую вы не заметили. -Сохраняйте спокойствие в решениях, действиях, жестах. -Для походов в лес, в котором обитают змеи, должны быть наготове сапоги на толстой подошве и рукавицы. Что делать, если укусила змея? -Сразу после укуса уложите пострадавшего и обеспечьте ему полный покой. По возможности перенесите его в удобное защищенное место. Самостоятельное движение пострадавшего недопустимо! -В первые секунды после укуса, надавливая пальцами, раскройте ранку и начните энергично отсасывать яд ртом. Кровянистую жидкость периодически сплевывайте. -Совершать данные действия необходимо беспрерывно в течение 15 минут. Это позволяет удалить из организма пострадавшего от 20 до 50 процентов яда. Для человека, оказывающего помощь, отсасывание яда не опасно, даже в том случае, если во рту у него есть ранки или ссадины. -Ранку надо продезинфицировать и наложить стерильную повязку, которую по мере развития отёка периодически ослаблять, чтобы она не врезалась в мягкие ткани. -Ограничьте подвижность пострадавшего органа. - При укусе в руку зафиксируйте ее в согнутом положении. -Давайте пострадавшему больше чая, бульона или воды, это будет способствовать выведению яда из организма. -Постарайтесь немедленно доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, транспортируя его на носилках. Адрес ближайшего травмпункта вам подскажут по номеру единого вызова экстренных служб 112 или по номеру 03. - желaтельнo дaть aнтигистaминные препaрaты (aнтиaллергические -димедрoл, супрaстин, и пр.). - дaть препaрaты, пoддерживaющие сердечнoсoсудистую систему (вaлидoл, вaлoкaрдин, и.т.п.). -следить зa сoстoянием бoльнoгo. Тревoжными симптoмaми являются -oдышкa (прoблемы с сердцем), жжение в гoрле, oхриплoсть гoлoсa (oтёк гoртaни). - в случaе неoбхoдимoсти прoвoдите прoдoлжительнoе искусственнoе дыхaние и мaссaж сердцa. Что НЕЛЬЗЯ делать: - разрезать место укуса крестообразно или вырезать пораженный участок. Порезы случайными предметами (ножами, осколками стекла) приводят к инфекциям, к повреждению вен, сухожилий; - прижигать ранку раскаленными на огне предметами, углями от костра, порохом. Ядовитые зубы змей достигают сантиметра в длину, и яд глубоко проникает в мышечную ткань; - прижигать место укуса керосином, а также закрывать паутиной и присыпать землей; - накладывать жгут выше места укуса! Наложение жгута на пораженную конечность ухудшает состояние пострадавшего, провоцирует гангренозные явления и повышает риск летального исхода, так как жгут вызывает застой крови и даже омертвение ткани, но распространение яда не задерживает; - принимать алкоголь, который не только не является противоядием, а, наоборот, усиливает действие яда и затрудняет его выведение из организма. -НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОЙМАТЬ ИЛИ УБИТЬ ЗМЕЮ, ОСОБЕННО ЭТО КАСАЕТСЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 5 ИОТ № 6 Памятка по правилам поведения на водных объектах Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде при температуре воздуха 25 и более градусов. Не рекомендуется купаться ранее, чем через 1,5 часа после еды. Входите в воду осторожно, когда она дойдет до пояса, остановитесь и быстро окунитесь с головой, а потом уже плывите. Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим. Если Вы плохо плаваете, не доверяйте надувным матрасам и кругам. Паника –основная причина трагедий на воде. Никогда не поддавайтесь панике. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ! купаться можно только в разрешенных местах; нельзя нырять в незнакомы местах –на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.; не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина; не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах –они могут оказаться неисправными;. цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.;нельзя нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер; нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя; если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, постепенно приближаться к берегу; если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него; если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы; Не стесняйтесь позвать на помощь; нельзя подавать крики ложной тревоги. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые; нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду; не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо; не ныряй в незнакомых местах; не заплывай за буйки; нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну; не устраивай в воде игр, связанных с захватами; нельзя заплывать далеко на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь); не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах. ИОТ № 7 Памятка о правилах поведения в лесу. Родители 1.Предупредите кого-нибудь из близких или друзей о том, что отправляетесь в лес с детьми на прогулку или пикник. 2.Продумайте заранее, что взять с собой: спички, компас, нож, зонт, дождевой плащ, заряженный сотовый телефон, карту и т. д. 6 3.Наденьте яркую одежду, легкую и удобную обувь. Желательно, чтобы на одежде были приметные рисунки, светоотражающие элементы. 4.Возьмите с собой теплую одежду, если планируете длительную прогулку в лесу. 5.Проведите с детьми беседу перед прогулкой на природу и инструктаж по правилам поведения в лесу. 6.Не отпускайте детей одних в лес на прогулку. 7.Следите за передвижением детей во время прогулки, не упуская их из виду. 8.Делайте перекличку, в т. ч. в игровой форме, и пересчет группы, если детей много. 9.Ведите себя тихо в лесу, чтобы не пугать лесных жителей. 10.Объясните детям, что в лесу нельзя рвать цветы, ломать деревья, ловить насекомых ради забавы. 11.Напомните им о том, что нельзя пробовать на вкус ягоды, растения, грибы, а также приближаться к животным. 12.Не мусорите в лесу. 13.Не сжигайте мусор из пластмассы, полиэтилена и других подобных материалов. Заберите его с собой. Бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно сжечь. 14.Не бросайте горящие спички и окурки, бутылки или осколки стекла. Все это может спровоцировать пожар в лесу. 15.Не разводите костры в местах с сухой травой и не выжигайте траву под деревьями, на полянах, стерню на полях. 16. Если вы обнаружили очаг небольшого пожара, который оставили другие отдыхающие, попытайтесь погасить его с помощью подручных средств (земли, воды, веника из зеленых веток, одежды). 17. Разводите костер для приготовления пищи и обогрева на открытой поляне. Окольцуйте место для разведения костра минерализованной полосой шириной не менее 0,75– 1 м. Не забудьте о первичных средствах пожаротушения (2–3 лопаты, ведра). 18. Не используйте для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и не оставляйте без присмотра недогоревший костер. 19. Не подпускайте детей близко к огню и горячим предметам. 20. Засыпьте костер землей или залейте его водой до полного прекращения тления перед уходом домой. 21. Расскажите детям о том, как обозначить свое местоположение в лесу, если потерялся. 22. Не уходите с места, где остановились, если кто-либо из компании потерялся. Попытайтесь докричаться до него. 23. Не паникуйте, если заблудились. В спокойном состоянии вы быстрее найдете дорогу. 24. Попытайтесь определить направление, откуда вы пришли. 25. Прислушайтесь, возможно, вы услышите крики людей, шум машин. 26. Идите по течению воды, если находитесь у водоема. 27. Ориентируйтесь по деревьям, мху, растениям: мхи и лишайники растут с северной стороны деревьев; годовые кольца на пнях толще с южной стороны; кроны деревьев с южной стороны гуще; муравейники располагаются на южной стороне деревьев и пней. 28. Звоните родным или в службу спасения (телефон 112 или 101), если самостоятельно выбраться из леса не получилось. ИОТ № 8 О запрещении нахождения на строящихся и заброшенных строениях Уважаемые родители! 7 К сожалению, ограждения, выставленные вокруг заброшенных зданий, уничтожают, чтобы проникнуть на территорию. Нахождение несовершеннолетних на подобных объектах приводит к опасности для их жизни и здоровья. Недостроенные пролеты, вырытые котлованы, складированные строительные материалы могут привести к увечью и гибели детей, находящихся на строящихся объектах. В таких местах собираются бездомные люди, люди с неадекватным поведением, подростки из различных неформальных групп, которые употребляют спиртные напитки, психотропные и наркотические средства, а также вовлекают других в их употребление. Любые строящиеся здания, находящиеся в черте города, являются муниципальной собственностью города, следовательно, нахождение на их территории считается административным правонарушением. Убедительно просим Вас провести беседы со своими детьми, объяснить им степень опасности нахождения на строительной площадке. Научите детей говорить «нет» ребятам, которые хотят втянуть их в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке, разжечь костёр, забраться на чердак дома и вылезти на крышу, спуститься в подвал). РОДИТЕЛИ! НЕ ДОПУСКАЙТЕ ДЕТЕЙ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДКУ – ЭТО ОПАСНО! Уважаемый учащийся! ИОТ № 9 «Умей сказать «НЕТ»: когда тебе предлагают совершить недостойный поступок; когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное; если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, что бы ты об этом никому не говорил; когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя к себе в гости; когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей; если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине; когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш; когда предлагают погадать с целью узнать будущее. Помни, что во многих случаях умение сказать «нет» – это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства. ИОТ № 10 «Если ты на улице» 1. Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. 2. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места. 3. Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по безлюдным и неосвещенным местам. 4. Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, обратись к любому взрослому человеку. 8 5. Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя. 6. Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту. 7. Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше. 8. Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину. 9. Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице. 10. Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт. 11. Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик – твоя форма защиты! 12. Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя! «По возвращении домой не теряй бдительности!!!» ИОТ № 11 «Если ты дома один» 1. Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону. 2. Если незнакомец представился работником ЖКХ, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания. 7. Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (полиции), не открывая ворота, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им. 8. Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова полиции или «скорой помощи», не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу. Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности. ИОТ № 12 «Если ты обнаружил подозрительный (взрывоопасный) предмет» Признаками взрывоопасных предметов могут быть: бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, деталь, какой-либо предмет, обнаруженный в школе, в подъезде, у ворот, под лестницей, в машине и общественном транспорте; натянутая проволока или шнур; проводаилиизолирующаялента,свисающиеиз-подмашины. Запомни, что в качестве прикрытия, маскировки для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п. Во всех перечисленных случаях необходимо: не трогать, не вскрывать, не перекладывать находку; отойти на безопасное расстояние; - сообщить о находке учителю, родителям, сотруднику полиции, водителю, машинисту поезда. Всегда обращай внимание на бесхозные предметы. Не трогай их! Сообщи о них в полицию! 9 ИОТ № 13 «Если ты оказался под обломками конструкций здания» Постарайся не падать духом. Успокойся. Дыши глубоко и ровно. Настройся на то, что спасатели тебя найдут. Голосом и стуком привлекай внимание людей. Если ты находишься глубоко под обломками здания, перемещай влево, вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.), чтобы тебя можно было обнаружить с помощью эхопеленгатора. Продвигайся осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйся по движению воздуха, поступающего снаружи. Если у тебя есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпичи и т. п.) укрепи потолок от обрушения и жди помощи. Если пространство около тебя относительно свободно, не зажигай открытый огонь. Береги кислород. При сильной жажде положи в рот небольшой камешек и дыши носом. Помни! Сохраняя самообладание, ты сбережешь свои физические силы, необходимые для того, чтобы дождаться помощи поисковой или спасательной службы! ТЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПАСУТ! ИОТ № 14 «Если тебя захватили в качестве заложника» Возьми себя в руки, успокойся и не паникуй. Если тебя связали или закрыли глаза, попытайся расслабиться, дышать глубже. Не пытайся бежать, если нет полной уверенности в успешности побега. Запомни как можно больше информации о террористах, их количестве, степени вооруженности, особенностях внешности, темах разговоров. Подробная информация поможет впоследствии в установлении личностей террористов. По возможности расположись подальше от окон, дверей и самих похитителей, т. е. в местах большей безопасности. По различным признакам постарайся определить место своего нахождения. В случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке. Будь уверен, что милиция и спецслужбы предпринимают необходимые меры для твоего освобождения. Взаимоотношения с похитителями С самого начала (особенно первые полчаса) выполняй все распоряжения похитителей. Займи позицию пассивного сотрудничества. Говори спокойным голосом. Избегай вызывающего враждебного поведения, которое может вызвать гнев захватчиков. Не оказывай агрессивного сопротивления, не провоцируй террористов на необдуманные действия. При наличии у тебя проблем со здоровьем, заяви об этом в спокойной форме захватившим тебя людям. Не высказывай категорических отказов, но не бойся обращаться со спокойными просьбами о том, в чем остро нуждаешься. Веди себя спокойно, сохраняя при этом чувство собственного достоинства. При длительном нахождении в положении заложника Не допускай возникновения чувства жалости, смятения и замешательства. Мысленно готовь себя к будущим испытаниям. Помни, что шансы на освобождение растут со временем. Сохраняй умственную активность. 10 Постоянно находи себе какое-либо занятие (физические упражнения, жизненные воспоминания и т. д.). Для поддержания сил ешь все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита. Думай и вспоминай о приятных вещах. Будь уверен, что сейчас делается все возможное для твоего скорейшего освобождения. Как вести разговор с похитителем На вопросы отвечай кратко. Будь осторожен, когда затрагиваются личные вопросы. Внимательно контролируй свое поведение и ответы. Не допускай заявлений, которые могут повредить тебе или другим людям. Оставайся тактичным при любых обстоятельствах. Контролируй свое настроение. Не принимай сторону похитителей. Не выражай активно им свои симпатии и приверженность их идеалам. В случае принуждения вырази поддержку требованиям террористов (письменно, в звуко- или видеозаписи), укажи, что они исходят от похитителей. Избегай призывов и заявлений от своего имени. ИОТ № 15 «Если пожар» Не звони из помещения, где уже занялся пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01». Не стой в горящем помещении - прижмись к полу, где воздух чище, и пробирайся к выходу. Не трать времени на поиски документов и денег, не рискуй, уходи из опасного помещения. Никогда не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому. Уходя из горящих комнат, закрывай за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара. Никогда не открывай дверь, если она горячая на ощупь. Коли нет путей эвакуации, по возможности заткни дверные щели подручными средствами (любыми тряпками, скотчем и т. п.). Находись около окна, чтобы тебя можно было увидеть с улицы. Старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создать дополнительную тягу и доступ воздуха. Будь терпелив, не паникуй. При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту. При ожогах ни в коем случае не смазывай кожу чем бы то ни было, не прикасайся к ожогам руками. 11 При возникновении пожара твой главный враг время. Каждая секунда может стоить тебе жизни! ИОТ № 16. Куда звонить, если попал в беду Единая служба спасения – 112. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах жизни и здоровью, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований. Решаемые задачи приём оператором по номеру «112» вызовов и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу; анализ поступающей информации о происшествиях; передача информации о происшествиях в ДДС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования; формирование статистических отчётов по поступившим вызовам; автоматическое определение номера позвонившего лица; автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения; регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112»; ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования. Ребенок должен знать и уметь назвать оператору свои имя и фамилию, обязательно домашний адрес и номера телефонов родителей. При этом звонить в экстренную службу ради шутки нельзя! Это должны знать как дети, так и взрослые! За, так называемый, ложный вызов человек несет ответственность. А если позвонил ребенок – за его «шутку» ответственность несут его родители. Любой НЕ экстренный вызов занимает телефонную линию, лишая людей, попавших в беду, возможности спасения. Помимо единого номера «112» можно звонить в экстренные службы напрямую. Например, если пожар – позвони в «101», если неизвестные люди ломятся в квартиру, а ты дома один – позвони в «102», если ты или кто-то другой получил травму – позвони в «103», если пахнет газом – позвони в «104». ИОТ № 17. Памятка для детей и родителей о правилах поведения на объектах транспортной инфраструктуры Напоминаем родителям и детям о необходимости соблюдения требований безопасности при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта! Любой переход железнодорожных путей в местах, не оборудованных пешеходными настилами запрещен, несет угрозу жизни и здоровью. Локомотивные бригады, управляющие поездами, ознакомлены с местами, оборудованными пешеходными переходами и проследуют их с особой бдительностью, подачей сигналов и снижением скорости. Наезд на пешехода, внезапно появившегося на пути, предотвратить практически невозможно, так как тормозной путь железнодорожного состава составляет не менее 400 м. 12 Запрещается: 1. Ходить по железнодорожным путям. 2. Переходить через железнодорожные пути в местах, не оборудованных пешеходными настилами. 3. Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации. 4. На станциях и перегонах подлезать под вагоны, перелезать через автосцепки. 5. Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса. 6. Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов. 7. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления. 8. Использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути. Помните о том, что железная дорога – зона повышенной опасности и требует повышенного внимания и строгого соблюдения правил безопасности! Правила поведения детей на железной дороге В связи с имеющими место случаями смертельных травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта Запомните: – Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам. – Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!– Не заскакивайте в вагон отходящего поезда. – Не выходите из вагона до полной остановки поезда. – Не играйте на платформах и путях! – Не высовывайтесь из окон на ходу. – Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы. – Не ходите на путях. – На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку. – Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу! – Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров. – Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления. Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека. Основной трагедией становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работе в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге. Почему травматизм на железной дороге не уменьшается? Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории. 13 Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт. Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя – просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему? Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае? Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно? Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса. Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему? Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время. Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма? Самое главное – переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума. Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни – это самое ценное. Обращаемся именно к детям: будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога – не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. 14 ИОТ 18. ПДД для велосипедистов ИОТ 19. Памятка для родителей на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период» Вот и наступила теплая пора. В этот период у детей много свободного времени, большую часть которого они проводят на улице со своими друзьями. С приходом лета у детей появляются новые игры и развлечения, которые связаны с дорогой. Практически у каждого ребенка имеется велосипед, а у некоторых ребят постарше в личном распоряжении есть мопед или даже мотоцикл. Дети есть дети. Всю свою неуемную энергию они пытаются использовать на все 100%. Все чаще можно видеть, как подростки лихо раскатывают на своих двухколесных транспортных средствах во дворах и даже по дорогам, совсем не заботясь о том, соблюдают они правила дорожного движения или нет. Однако дорожное движение - это не детские шалости, а суровая действительность. И ошибки на дорогах, часто приводят к трагедиям. В основном в таких ситуациях виноваты, прежде всего, родители, которые по каким-либо причинам не уделяли внимания своим детям. Наибольшее количество пострадавших в ДТП детей составляют пешеходы. Чаще всего в ДТП попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет. Основные причины возникновения ДТП с участием детей: -незнание детьми элементарных правил дорожного движения; -отсутствие навыков и привычки соблюдения правил для пешеходов, велосипедистов, пассажиров; -недисциплинированность или невнимательность детей на улице; -негативный пример со стороны взрослых при нарушении ими ПДД; -недостаточный надзор за поведением детей на улице. Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, увидел знакомого, окликнул друг - и сразу забыл, где находится, не замечает сигналов светофора, мчащихся на большой скорости автомобилей. 15 Переход дороги перед приближающимся транспортом - одна из распространенных ошибок на дороге. И очень важно своевременно объяснить ребенку, в чем опасность такого шага. Учить ребенка смотреть: у него должен быть выработан твердый навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, различных сооружений, других препятствий, также распространенное нарушение, ошибка детей, что часто становится причиной наезда на них. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что стоящий автобус, троллейбус, автомобиль представляют собой опасность. Они закрывают собой обзор проезжей части как пешеходам, так и водителям движущегося транспорта. Следует переходить дорогу по пешеходному переходу или в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Дети должны знать, что водитель не всегда может предотвратить аварию-это, во-первых, а во-вторых, среди водителей встречаются и нарушители, которые меньше всего думают о безопасности пешеходов. Поэтому необходимо быть внимательным на дороге, не рисковать собой. Детям нужно объяснить, где и как безопасно ожидать общественный транспорт (не выходить на проезжую часть дороги, стоять дальше от края дороги, дожидаться полной остановки автобуса, троллейбуса). Детям также необходимо знать сигналы поворотов, которые подают водители, ибо, хотя водители и должны пропускать пешеходов при поворотах, они не всегда это делают, и прежде чем начать переход дороги, нужно обязательно убедиться в намереньях водителя. Очень важно уже в раннем возрасте заложить основы сознательного отношения к соблюдению безопасности движения на улицах и дорогах, важно от детей не формального, а сознательного выполнения ПДД. Самое действенное средство воспитания - пример взрослых и прежде всего родителей. ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас - родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! ИОТ 20. Информация родителям обучающихся о необходимости применения детских удерживающих устройств в соответствии с классификацией устройств для перевозки детей в личном автотранспорте Закон о перевозке детей с последними изменениями Порядок перевозки детей на транспортных средствах прописан в Правилах дорожного движения РФ, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения". Как правильно перевозить детей в автомобиле Несовершеннолетние пассажиры могут ехать исключительно в салоне легковой машины или же в кабине грузовика. В кузове или в прицепе транспортировать малолетних нельзя. Перевозить детей на руках категорически запрещено, поскольку вес ребенка в момент столкновения увеличивается во много раз и удержать юного пассажира практически невозможно. В связи с этим для безопасности ребенка придуманы специальные автокресла и подобные удерживающие устройства. Как сказано в ПДД РФ, перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованном ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX (это встроенные в кресло металлические направляющие с замочками на конце), должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка. 16 Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно - с использованием детских удерживающих устройств или же ремней безопасности. Однако если ребенок едет на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен детским удерживающим устройством. Дети от 1 до 7 лет Пассажир младше 7 лет обязательно должен ехать в машине в детском автокресле или детском удерживающем устройстве другого типа, соответствующем его росту и весу, как на переднем сиденье автомобиля, так и на заднем. До года малыш должен располагаться спиной по ходу движения, старше года – лицом. Дети от 7 до 11 лет Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье машины разрешается перевозить не только в детских автокреслах лицом по ходу движения, но и с использованием штатного ремня безопасности (при росте ребенка выше полутора метров). На переднем сиденье авто несовершеннолетний должен обязательно размещаться в спецустройстве. При этом, если ребенок, которому не исполнилось 12 лет, ростом выше 150 сантиметров и весом больше 36 килограмм, пристегнут на заднем сидении стандартными ремнями безопасности, это не нарушает норм, предписанных ПДД. Дети от 12 лет С 12 лет детское кресло ребенку не требуется. Однако, если школьник ниже полутора метров, то использовать удерживающее приспособление нужно, пока юный пассажир не вырастет. Также стоит обращать внимание на вес. Ребенка можно пристегивать ремнем, если он весит более 36 килограмм. 12-летний ребенок, при соответствующем росте, может ездить на переднем сидении без удерживающих устройств, пристегнувшись лишь ремнями безопасностями для взрослых. Штраф за перевозку детей без автокресла Штраф за отсутствие детского кресла отличается в зависимости от того, кто совершил нарушение. Согласно статье 12.23 КоАП РФ "Нарушение правил перевозки людей", физическое лицо (например, родитель, родственник) должно заплатить 3 тысячи рублей, должностное (например, воспитатель, учитель, таксист) - 25 тысяч рублей, юридическое (например, школа, таксомоторная компания) - 100 тысяч рублей. Штраф за неправильную перевозку детей Аналогичные штрафные санкции – от 3 тысяч до 100 тысяч рублей могут наложить, если: - автокресло явно не подходит ребенку по телосложению; - в автокресле находится более одного ребенка; - автокресло не зафиксировано в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Штраф за оставление в автомобиле Согласно пункту 12.8 ПДД РФ, водителю запрещается оставлять в автомобиле на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет без присмотра совершеннолетнего человека. Запрет относится только к стоянке машины. Во время остановки (на время, не превышающее 5 минут) можно оставить ребенка и без присмотра. Штраф за оставление ребенка в авто без взрослых может быть наложен по части 1 или части 5 статьи 12.19 КоАП РФ: в Москве или Санкт-Петербурге на сумму 2 500 рублей, в остальных регионах - предупреждение или на сумму 500 рублей. Штраф за пьяное вождение с ребенком Согласно статье 12.8 КоАП РФ, за езду в пьяном виде водителям грозит штраф в размере 30 тысяч рублей с лишением прав на 1,5-2 года. Отдельного наказания для тех, кто нетрезвым перевозит детей, пока не предусмотрено. 17 ИОТ 21. Профилактика детского бытового и уличного травматизма. Родителям В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма. Опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности. Как снизить вероятность травм у детей Обеспечить контроль за деятельностью ребенка, поощрять самостоятельность под ненавязчивым присмотром взрослых. Беседовать с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований («нельзя!», «не трогай!»), а в форме доступного объяснения («если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь — это очень больно и очень мешает, поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами»). Следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок («упадешь!» «ударишься!»). Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: «Смотри под ноги», «Будь внимателен!». Формировать у ребенка чувство ответственности за свои действия. Развивать ловкость, гибкость, быстроту, координацию, общую и мелкую моторику. Обеспечить правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост, гармоничное физическое и психомоторное развитие. Как обеспечить безопасность дома Стеклянные межкомнатные двери, дверцы шкафов, а также двери и дверцы со вставками из стекла должны быть устроены или защищены так, чтобы ребенок не смог разбить стекло при прямом ударе, при сильном открывании или закрывании. Горячие кастрюли на плите, включенные конфорки, передние панели газовых плит и электроплит, горячий утюг могут стать причинами ожогов и у детей до 3 лет, и у дошкольников. Для профилактики ожогов кипятком родители должны контролировать и регулировать температуру воды, вытекающей из бытовых водопроводных кранов (когда ребенок принимает душ, моет руки, умывается), особенно зимой. Все выключатели, электрические звонки и прочие электрические устройства, с которыми ребенок начинает обращаться, должны быть исправны. Электрические розетки в доме должны иметь надежные заглушки. Это не только предохраняет малыша от электротравм, но и воспитывает в нем уважительное отношение к электричеству Дошкольников (5-6 лет) нужно постепенно знакомить с правилами обращения с электроприборами. Ребенок должен видеть, что родители всегда соблюдают технику безопасности, включают и выключают приборы только сухими руками, аккуратны при обращении с электрическими розетками (в том числе придерживают пластмассовые короба розеток, когда вставляют и вынимают электрические вилки). Самостоятельно (без контроля взрослых) ребенок пользоваться электроприборами пока не может. На балконе и у открытых окон ребенок может находиться только под присмотром взрослого. Не используйте защитные сетки без соответствующей защиты – ребенок может опереться на них и выпасть из окна. Шкафы, полки и прочая мебель должны быть прочно закреплены (частая причина травм – опрокидывание шкафа при открывании дверцы). Статуэтки, вазы, стеклянную посуду следует устанавливать так, чтобы ребенок во время игры не мог их случайно уронить. Острые углы мебели должны быть прикрыты мягкими накладками. 18 Необходимо, чтобы ребенок учился правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, знал, что выходить из-за стола во время еды не только некультурно, но и опасно (пища может «попасть не в то горло»). Во время еды недопустимы шалости и игры! Все лекарственные препараты, в том числе такие «безобидные» как йод, зеленка, должны быть надежно убраны. К опасным местам хранения лекарств относятся сумочки, холодильники и полки в ванной комнате. Средства бытовой химии, удобрения, химикаты (пестициды, гербициды и т.д.), краски, растворители и другие ядовитые, токсические, едкие взрывоопасные вещества должны храниться так, чтобы ребенок не мог получить к ним доступа. Нужно учитывать, что причиной отравления ребенка могут быть столовый уксус, питьевая сода, а также шампуни, декоративная косметика. Все эти средства не должны быть доступны ребенку. Алкогольные напитки следует хранить в недоступных детям местах. На улице и во дворе Во время прогулки нельзя оставлять ребенка без присмотра взрослых. Ребенок должен усвоить правила поведения на качелях (держаться обеими руками, сидеть в центре сидения, не пытаться слезть или, тем более, спрыгнуть, до полной остановки), на горке (не съезжать с горки вниз головой, следить за движениями других детей). Следует познакомить ребенка с правилами дорожного движения. Дошкольник должен понимать, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, лучше – регулируемому – на зеленый сигнал светофора, предварительно убедившись, что в непосредственной близости от «зебры» нет движущихся автомобилей. Родители должны обязательно выполнять правила дорожного движения сами (и как пешеходы, и как автомобилисты), помнить, что ребенок копирует их поведение. В автомобиле ребенок может ездить только при наличии специального детского кресла (средства ограничения подвижности ребенка в автомобиле). Рекомендуется, чтобы во время поездки ребенок находился на заднем сидении автомобиля. Необходимо объяснить малышу значимость средств безопасности (кресло, ремень, подушка безопасности) для защиты от транспортных травм. Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать. ИОТ 22. Родителям и детям: Как ребенку общаться в Сети Интернет: 1. Старайтесь не выкладывать в Интернет личную информацию (фотографии, видео, ФИО, дату рождения, адрес дома, номер школы, телефоны и иные данные) или существенно сократите объем данных, которые публикуете в Интернете. 2. Не выкладывайте личную информацию (совместные фотографии, видео, иные данные) о ваших друзьях в Интернет без их разрешения. Прежде чем разместить информацию о друзьях в Сети, узнайте, не возражают ли они, чтобы вы выложили данные. 3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои видео и фото людям, с которыми вы познакомились в Интернете, тем более если вы не знаете их в реальной жизни. 4. При общении с другими пользователями старайтесь быть вежливыми, деликатными, тактичными и дружелюбными. Не пишите грубостей, оскорблений, матерных слов – читать такие высказывания так же неприятно, как и слышать. 5. Старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость других пользователей. Всегда пытайтесь уладить конфликты с пользователями мирным путем, переведите все в шутку или прекратите общение с агрессивными пользователями. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию тем же способом. 6. Если решить проблему мирным путем не удалось, напишите жалобу администратору сайта, потребуйте заблокировать обидчика. 7. Если администратор сайта отказался вам помочь, прекратите пользоваться таким ресурсом и удалите оттуда свои данные. 19 8. Не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства. 9. Не встречайтесь в реальной жизни с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствие взрослого человека. Если вы хотите встретиться с новым интернет-другом, постарайтесь пойти на встречу в сопровождении взрослого, которому вы доверяете. ИОТ 23. Памятка для родителей и детей «КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС ДЛЯ ДЕТЕЙ» - когда нельзя гулять одним Информация о возрасте и месте нахождения несовершеннолетних в ночное время суток на улицах без сопровождения взрослых Статья 3.12. Попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей Статья 3.12. Непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних 1. Непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, в местах, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию: на территориях, в помещениях, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, в букмекерских конторах и тотализаторах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 2. Непринятие мер по недопущению нахождения в ночное время (с 23 часов до 6 часов) несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые предназначены для реализации услуг в сфере общественного питания, для развлечений, досуга, где предусмотрены розничная продажа и распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной продукции, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 3. Непринятие мер по недопущению нахождения в ночное время (с 23 часов до 6 часов) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, на территориях, на которых ведется строительство, на территориях автомагистралей, путепроводов, железнодорожных магистралей и полос отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, трубопроводов, в парках, водоемах и на прилегающих к ним территориях (береговая полоса), в помещениях общего пользования (на технических этажах, чердаках, в подвалах) и на крышах жилых домов, на территориях, прилегающих к образовательным учреждениям, в организациях, обеспечивающих доступ к сети Интернет, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (законных представителей), лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в размере от ста до пятисот рублей. КАКИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОГРАНИЧИВАЮТ НОЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ НА УЛИЦАХ МОСКВЫ? - Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 14.1); 20 НЕ НАРУШАЮТ ЛИ ТАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА РЕБЁНКА? Нет. В Конституции РФ (ст. 27) сказано, что каждый имеет право на свободу передвижения. Однако Конституция предусматривает ограничения некоторых групп граждан (ст. 55), в том числе для защиты нравственности, здоровья, обеспечения безопасности граждан. КТО МОЖЕТ ЗАДЕРЖИВАТЬ ДЕТЕЙ В ЗАПРЕЩЕННЫХ МЕСТАХ? Задерживать детей в местах, где их пребывание не допускается, может сотрудник полиции. В случае обнаружения ребенка без сопровождения родителей или законных представителей полиция устанавливает личность несовершеннолетнего, его адрес проживания, телефон, данные о родителях. В случае, если местонахождение последних установить невозможно, подростка доставляют в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. ИОТ 24. Рекомендации по борьбе с компьютерной и интернет-зависимостью Ребенок не должен играть в компьютерные игры более трех часов в день суммарно, причем юных геймеров нельзя кормить во время любимого занятия. Соответствующие рекомендации по борьбе с компьютерной и интернет-зависимостью Минпросвещения направило в регионы для распространения в школах и среди родителей. Для детей необходимо установить лимит времени, которое можно проводить за компьютерными играми — не более трех часов в день, указано в рекомендациях. При этом не стоит кормить ребенка, пока он играет. Игры, на прохождение которых требуется больше трех часов, лучше запретить, считают специалисты Центра защиты прав и интересов детей. Родители сами не должны показывать детям дурной пример и не проводить регулярно много времени за компьютером, отмечено в документе. Дети же должны выходить в Сеть только с разрешения взрослых. Порой родители сами формируют у детей зависимость от интернета и гаджетов. Плачущего малыша легко отвлечь планшетом, он к нему быстро привыкает. Потом же родители жалуются, что их дети проводят в Сети много времени, хотя основы этого заложены в семье. Школьники найдут способ обойти запреты и принудительные меры, необходимо повышать их культурный уровень и показать, что реальная жизнь лучше виртуальной. Уважаемые родители. Проанализируйте, какие соцсети и игры есть в телефоне у вашего ребёнка. Изучите «друзей» из сетей и игр. Обратите внимание на чаты, переписку. Обратите внимание на статусы, истории в различных соцсетях и гаджетах. Очень много онлайн-игр в которые не стоит играть вашим детям. Берегите детей! 08.06.2021 21